navimann (navimann) wrote,
navimann
navimann

Categories:

Велосипедная бомба от китайцев

Оригинал взят у gre4ark в Велосипедная бомба от китайцев


Помните я рассказывал о велопрокатах? Что бывают электрические, грузовые, с детскими велосипедами и без станций. О последних как раз и речь - сегодня этот сегмент транспортного сервиса развивается с ураганной скоростью. Дешёвые велосипеды, простой вход на рынок и модель Убера сделали своё дело - китайские улицы захламлены велосипедами, а власти закрывают целые стадионы для велоштрафстоянок.


Какая революция, какой велопрокат?

Сейчас в Китае набирают популярность сервисы по аренде велосипедов без станций - их можно брать и оставлять в любой точке покрытия сервиса. Сегодня количество велосипедов и инвестиций в новые компании превышают показатели классического велопроката. Самые популярные игроки на рынке сегодня: Mobike и ofo. Эти компании ежемесячно привлекают огромные инвестиции со всего мира, в том числе и от российских бизнесменов.

Велопрокаты стали появляться всего несколько лет назад (2014 - ofo, 2016 - Mobike ), но уже сегодня 13 городов из 15 с самым большим количеством общественных велосипедов находятся в Китае. В некоторых городах, где были прокаты со станциями, новая модель практически полностью вытеснила старые сервисы - ехать от двери до двери удобнее, чем искать станции с велосипедами. В этом году китайцы стали активно заходить в США и Европу. В некоторых городах, типа Вены, сервисы работают в тестовом режиме, но это лишь первый шаг - в планах полный захват городов.



Основные инвесторы велопроката - финансовые корпорации, ведь велопрокаты помогают им собирать данные и анализировать рынок. Раньше основными поставщиками информации были банки и сотовые компании, но они предоставляли обезличенные данные по покупкам и перемещениям в отрыве друг от друга. Для развития же бизнеса важно знать, где конкретный человек находится и что покупает, то есть узнать личные паттерны поведения. Сначала подобные данные имел возможность собирать Убер, а сегодня такая возможность есть у велопрокатов через мобильный телефон.

Велопрокат окупается за счёт транспортных поездок и это его конкурентное отличие от Убера. Ещё это кардинальное отличие от классических велопрокатов со станциями, где требуются дотации из бюджета на капитальные и операционные расходы - велосипеды дорогие и их нужно переставлять в течение суток, а сами станции надо ставить и обслуживать. Новые велопрокаты лишены по большей части этих недостатков.



В прошлом году только Mobike заполнил улицы 18 китайских городов своими фирменными оранжево-желтыми велосипедами, выпустив более миллиона штук. Причем в таких городах, как Шанхай, Пекин, Шенчжень и Гуанчжоу — их более ста тысяч единиц на город. У Mobike в планах производить до 10 миллионов велосипедов в год. Их конкуренты не отстают - ofo только с начала этого года запустился в 13 городах по всему миру.

Китайский подход

Кардинальные отличия велопрокатной революции:

  • Нет станций - меньше затрат и возможность доезжать от двери до двери;

  • Не нужно переставлять велосипеды для компенсации пиковых нагрузок - это могут делать сами пользователи за счёт игровой механики. Велосипедом в глухом районе не пользовались 5 дней - дай бонусы пользователю, который заберёт его и привезёт в центр;

  • Дешёвые велосипеды на год - сломался велосипед - выкинь и купи новый, ведь он стоит 3000 рублей (у mobike дороже, но не суть) и окупается за два месяца при 5-6 поездках в день.




Это привело к тому, что города Китая завалены велосипедами. В прямом смысле - они повсюду. Люди перестали ходить, беря велосипед для 5-7 минутных поездок. Для сравнения, в Москве среднее время проката обычного велосипеда - около 25 минут. То есть в Китае велосипеды стали реальным транспортом последней мили.

Пропал вандализм и кражи - нет смысла красть то, что и так твоё. При цене в несколько рублей за полчаса, эти велосипеды доступны каждому. Схожее наблюдалось со стульями в Нью-Йорке. Также пропала нужда в собственном велосипеде.

Возникшие проблемы



К столь стремительному захвату велосипедами города готовы не были. Разве что Нидерланды сталкивались с подобным ранее, но там велосипеды личные, а не прокатные. Поэтому регулирования не было подготовлено заранее и всё получилось как всегда. Города утонули под велосипедами:



Это штрафстоянка велосипедов в китайском городе Хэфэй на месте стадиона. Подобное случается практически в каждом городе, где власти не установили правила игры с прокатчиками. Сейчас этот процесс пытаются выправить за счёт отметок рекомендованных точек парковки велосипедов на карте в приложении. То есть создаются облачные станции, но в иной логике - помечаются места, где оставлять велосипед нельзя.



Чего нам ждать

Можно выдохнуть - пока китайцы активно заняты насыщением рынка Европы, Азии и США. Но час России близок - с учётом отвратительного качества общественного транспорта во многих городах и постоянных пробок, велопрокат сможет быстро создать транспортную альтернативу для людей. Китайские и российские инвесторы это хорошо понимают, так что у нас есть примерно полгода-год на подготовку. Если ранее стандартные прокаты со станциями сдерживались отсутствием дотаций из бюджета, то теперь такой проблемы нет.



Более того, в Альметьевске на днях заявили, что у них со следующего года начнёт работать китайский Gobike по стоимости 10 рублей за полчаса. Весьма удачно, ведь как раз в следующем году закончится масштабная программа велосипедизации города.

Вангую, что Альметьевск - первая проба. Дальше велопрокаты без станций пойдут по городам России, захватывая их пачками за раз. В этой ситуации можно либо сесть в локомотив, либо остаться на обочине.

Если Москва совсем не хочет потерять статус законодателя урбан-моды России, то такой прокат нужно привлекать и к нам. Это будет интересный проект, ведь городу придётся создать правила игры для защиты новых улиц и массово строить дорожки от велопробок. Ещё нужно будет задуматься об объединении обычного проката с новыми велосипедами. Насколько я знаю, в некоторых городах Германии Nextbike эксплуатирует оба типа велосипедов и всё нормально. Возможно, велопрокат со станциями станет только электрическим, а обычные велосипеды будут без станций.

В общем, запасаемся попкорном и садимся поудобнее - скоро общественный велосипед будет и под вашим окном. Если хотите скрываться от Большого брата, то советую оперативно купить личный велосипед, пока их не перестали производить ;)

Tags: велосипед
Subscribe

promo navimann may 18, 2013 09:21 21
Buy for 10 tokens
В данном посте будет алфавитный указатель. Ссылки будут нарабатываться. Австралия Австрия ходит евро Азербайджан Аландские острова (территория Финляндии с шведским населением) ходит евро и шведская крона в наличке Албания Алжир Ангола Андорра ходит евро (не страна еврозоны, используе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments