«…Император [Лилипутии] задумал, по-видимому, не больше не меньше,
как обратить всю империю Блефуску в собственную провинцию и управлять ею через своего наместника,
истребив укрывающихся там Тупоконечников и принудив всех блефускуанцев разбивать яйца с острого конца,
вследствие чего он стал бы единственным властителем вселенной.»
Дж. Свифт, помимо прочего - дизайнер эффективных финансовых санкций
как обратить всю империю Блефуску в собственную провинцию и управлять ею через своего наместника,
истребив укрывающихся там Тупоконечников и принудив всех блефускуанцев разбивать яйца с острого конца,
вследствие чего он стал бы единственным властителем вселенной.»
Дж. Свифт, помимо прочего - дизайнер эффективных финансовых санкций

Отключение России от SWIFT’а означало бы задействование такого рычага финансовой войны, как ухудшение ликвидности денежных ресурсов, которыми располагает противник (два другие канала – отсечение от источников капитала, задействованное против российских госбанков после авиакатастрофы MH17 17 июля, и разрушение риск-менеджмента – отключение страхования внешнеторговой логистики и инфраструктуры, блокирование операций с CDS и т.п., см. [1, 2]). В итоге ЕС взял неделю для выработки консенсусного решения в отношении дополнительных санкций, которого достичь не так просто из-за опасений ряда стран за их влияние на свою экономику (либо влияние следующего пакета ответных санкций России), в частности, Словакия пообещала наложить вето, если увидит такую угрозу. В США в пятницу представитель администрации президента отказался комментировать состав новых санкций. Так что возможно, до изгнания российских финансовых институтов из SWIFT дело пока и не дойдет.
Справка: SWIFT и опыт санкций против Ирана

Теоретически, расчетам через SWIFT есть достаточно много альтернатив, например, можно просто воспользоваться электронной почтой или телефоном (конечно, если такие сообщения банк-корреспондент согласится у вас принимать). Помимо децентрализованных расчетов через межбанковские корсчета, расчеты (обычно, по специализированным операциям) могут происходить через клиринговые центры, ну, и разумеется, внутрироссийские расчеты всегда могут быть проведены через корсчета в Банке России. Предоставление такого сервиса - одна из основных функций всякого ЦБ, хотя на заре становления рыночной экономики в России она принимала довольно курьезные формы. Можно проводить определенные категории платежей и через небанковские системы типа WESТERN UNION или хорошо всем известную (но далеко не юзер-френдли, во всяком случае, до недавнего времени, а как сейчас, не знаю) Почту России.
Но для основной части международных платежей участие в SWIFT’e для банка практически не имеет заменителей с точки зрения широты охвата, скорости и надежности. И будучи забаненным, он быстро лишится клиентуры, нуждающейся в таких услугах. А если под санкции попадут крупнейшие банки страны, включая и ЦБ, то основная масса её внешнеэкономических операций, включая даже и такие обыденные, как выплата заплат сотрудникам российских филиалов фирм с зарубежными головными офисами, будет весьма затруднена. Расчет за границей пластиковыми картами, эмитированными российскими банками, скорее всего, тоже станет невозможен.
На сегодня имеется единственный опыт санкционного отключения от SWIFT’а – 15 марта 2012 под санкции попали около 30 банков Ирана, включая ЦБ. Целью бана было блокирование расчетов по запрещенных рядом резолюций СБ ООН экспорту в эту страну атомной и ракетной значительной части военной продукции, ПИИ в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность и ряда других внешнеэкономических операций. При этом сама система передачи финансовых сообщений SWIFT – нейтральна, и подобно платежным системам Visa и MC никак не контролирует содержание обслуживаемых операций, а просто следует законам страны, в юрисдикции которой она работает, в данном случае – Бельгии.
Для обхода санкций Иран использовал систему расчетов через брокеров под названием Havaleh, в качестве брокеров служили банки в Турции или Дубае, и возможно, в Бахрейне (это иранский «крымнаш», который Иран некоторое время считал свой незаконно отторгнутой провинцией, но, правда, теперь признает его государственную независимость), также были подозрения также и на участие российских банков в таких, незаконных, с точки зрения США и ЕС расчетах. Вместо мгновенных расчетов через SWIFT расчеты через валютные счета в зарубежных банках-брокерах могли тянуться неделями и стоили комиссионных. А расчеты по зарплате приходилось проводить старым дедовским способом – через возимые через границу
По поводу незаконности приименного бана в прошлом году было около 30 обращений в суд ЕС со стороны ЦБ Ирана и ряда коммерческих банков. В августе прошлого года 2 банка (Bank Sederat и Mellat – крупнейшая КО в Иране) даже получили положительное решение по своим искам. В момент отключения от SWIFT многие считали, что эта санкция окажется неэффективной, ввиду того, что SWIFT в основном используется в европейских и трансатлантических сделках. А Иран сможет обойти их через соглашения со странами типа БРИК, позволяющими перейти в расчетах на другие валюты и через другие системы, и вместо продажи своих продуктов в Европе (а это, как и в случае России преимущественно нефтегазовый экспорт), будет продавать их в другом месте. Правда, решение забранить иранские банки в SWIFT’е принималось еще и с целью отсрочить удар Израиля по Ирану, как более гуманная форма войны. В итоге нефтяные и финансовые санкции, по оценкам экспертов ЕС, все же оказали заметное воздействие на экономику Ирана, осложнив приобретение Ираном ядерного оружия.
Влияние дальнейшего ужесточения санкций на Россию

Запад в некотором смысле находится в ситуации 75-летней давности - сентября 1939, когда дело даже не в Польше/Украине (хотя требования, выставляемые Германией к Польше после года взаимного нарастания недружественных действий, последовавших за выстрелом Х. Гриншпана и ответной «хрустальной ночью» ноября 1938, выглядели значительно более резонными, чем невесть откуда взявшиеся претензии на Крым и «Новороссию», о которых никто в России не вспоминал 23 года), а в том, что смирившись с происходящим, Запад даст сигнал «авторитарному интернационалу», что он и в самом деле слаб и может быть растоптан.
Что касается России, то цели расширения военной интервенции в Украине, причем все же достаточно осторожного, без мер, делающих неизбежным военный ответ НАТО – типа применения бомбардировочной авиации, или марш-броска на Киев (в отношении которых не стеснялись в Чечне и Грузии), остаются загадкой. Аналитики рассматривают 5 вариантов:
- Улучшение позиции для торга в возможных переговорах с Киевом по Крыму (рассматривается как маловероятный - поскольку «Крым и так наш», уход из «Новороссии» означал бы для властей РФ некоторую потерю лица).
- Создание из самопровозглашённых республик Донбасса российского протектората – возможный, но если искать в действиях Москвы какую-то логику, а не просто хватательный рефлекс, не слишком рациональный вариант. Для создания в Украине очага напряженности, препятствующего, по мнению, пробегавшему в публикациях, приему страны в НАТО (на самом деле – нет), Крыма достаточно, а принятие на себя еще и бюджетных и пенсионных расходов по 2-м густонаселенным областям Украины – разорительно для России.
- Пробивка транспортного коридора («сухопутного моста») по побережью Азовского моря в Крым – отчасти вынужденное решение в условиях блокады полуострова с севера, в качестве замены паромной переправы приближающейся зимой, в этом случае ДНР и ЛНР нужны для отвлекающего связывания ограниченных ресурсов украинской армии.
- Расширение коридора до 4 областей (2 народные республики плюс куски Запорожской и Херсонской областей).
- Захват исторической Новороссии, включая Николаевскую и Одесскую области, и установление коридора, связывающего РФ с Транснистрией. 2 последних варианта выглядят совершенно фантастическими, как с точки требующихся ресурсов, так и международных последствий, если только в Москве не исходят из ложного представления о неизбежности скорого коллапса и дезинтеграции Украины.
Ссылки:
- David J. Katz, 2013. Waging Financial War. - Parametrs. The US Army War War College Quartelly. Vol. 43. Num. 4. Winter 2013-14.
- Juan C. Zarate, 2013. The Coming Financial Wars, там же.
Journal information