navimann (navimann) wrote,
navimann
navimann

У Москвы за пазухой. Мнение по Беларуси два

Оригинал взят у zhu_s в У Москвы за пазухой
image0011. В день Победы президент РБ А. Г. Лукашенко доложил о своей маленькой личной победе. Посетив Москву 7-8 мая, он договорился о подтверждении обещанного РФ еще в прошлом году кредита в 2 млрд. долл. О выделении этого межгосударственного кредита президент РФ сообщил еще 25 декабря прошлого года, тогда же, когда был перечислен первый транш обещанного 15-млрд. кредита Украине; первая часть кредита РБ должна была поступить также еще до конца прошлого года в размере 450 млн. долл., однако реально пришли 440 млн., но не от Минфина России, а от ВТБ, так что над оставшимся, особенно в свете украинских событий, вроде бы нависла некая неопределенность.

Одновременно лидер РБ, по его словам, получил заверения, что Москва прокредитует РБ еще на 500 млн. долл. в 2015, а также изменит с будущего года схему распределения вывозных пошлин на белорусские нефтепродукты из поставляемой РФ нефти, которые по действующему с 2011 соглашению должны полностью перечисляться в федеральный бюджет РФ.  С 2015 выручка от пошлин на вывозимые нефтепродукты должна будет делиться поровну, что принесет в бюджет РБ 1.5 млрд. долл., а с 2016 Лукашенко пообещал полный перевод этих пошлин в доходы РБ, чего он пока безуспешно добивался с момента заключения соглашения с Россией по ценам на нефть и газ в конце 2010 года. Но, кажется, эти заявления до сих не подтверждены российской стороной.

Очевидно, Беларусь должна демонстрировать другим бывшим союзным республикам, особенно – импортерам нефти и газа, от пребывания в Таможенном союзе, выстраиваемом толи как санитарный кордон вокруг незаметно вновь ставшей Советской России, толи как эмбрион будущего СССР 2.0. Отменные с 2011 вывозные пошлины на нефть давали РБ уже в том году давали РБ, по подсчётам российского МЭР, субсидию в 3.912 млрд. долл. (с 2012 цена нефти, поставляемой в РБ, привязывается к цене в порту Роттердама, куда идут практически все танкерные поставки нефти сорта Urals, с очисткой от вывозных пошлин). Почеркну, что вывозные пошлины – это исключительно инструмент бюджетного субсидирования внутренних производителей, в отличии от ввозных  пошлин и импортного НДС, представляющих собой налог на потребителя страны, куда ввозится продукции, и которые и являются обычно предметом регулирования таможенных союзов, поэтому вопрос о том, как и в каком объеме применимы льготы по вывозным пошлинам в рамках ТС становится предметом дополнительных переговоров.

В 2014 году РБ, как ожидается, импортирует 23 млн. т нефти из России (21 по трубе и 2 в цистернах), из которых для собственных нужд требуется примерно четверть, остальное прорабатывается белорусскими НПЗ и вывозится в соседние страны. Считая льготу по вывозной пошлине на потребляемую внутри республики нефть недостаточной, а пошлины на вывозимые нефтепродукты, достающиеся РФ, несправедливыми, власти РБ прибегли к обходной «растворительно-разбавительной» схеме, которая еще в 2012 года вызвала резкое недовольство со стороны Москвы и была свернута. В ответ последовал «калийный» скандал со стороны РБ, так что отношения между партнерами по ТС несколько напряглись.

С 2014 также повышена цена газа, поставляемый в РБ – с 163 до 175 долл. за тыс. м3 (оставшись, правда, почти втрое ниже цены, предлагаемой Украине 468 долл. после отмены льготы по вывозной пошлине, впоследствии оказавшейся предоплатой за базу ВМФ в Севастополе, и газпромовской скидки с 2013, которая должна была укрепить позиции В. Ф. Януковича в диалоге с евро-диссидентами).

image0032. Тем не менее, даже со всеми этими льготами платежный баланс РБ оказался в аховом положении, особенно после закрытия «растворительного» бизнеса. Дефицит текущего счета с учетом выплачиваемых России экспортных пошлин на вывозимые нефтепродукты и расходов по обслуживанию зарубежных кредитов достиг 7.3 млрд. долл., что лишь на миллиард меньше, чем в 2010 (8.3 млрд.) предшествовавшем девальвационному кризису весны 2011 года.

Источники финансирования дефицита по текущим операциям также не отличаются разнообразием. Иностранные инвестиции невелики, и очевидно, так же как потенциальные инвестиции в Крым даже российских серьезных банков и компаний, со стороны Запада сдерживаются опасениями угодить под санкции (действующий сейчас третий пакет санкций ЕС в отношении РБ, введенный по итогам выборов 2010, которые в ЕС сочли фальсифицированными, продлён по 31 октября 2014 года, в санкционный перечень включены 232 белорусских физических и 25 юридических лиц).

В итоге дефицит, как и раньше, в значительной мере покрывается квази-фискальными займами банков, получающими директивы относительно их размеров и использования, а в 2013 – еще и сокращением валютных резервов на значительную для РБ сумму в 857 млн. долл. и так наз. «исключительным финансированием» (хорошо бы уточнить, что это?) в 880 млн. Так что подтверждённый кредит Москвы и выторгованная у нее льгота по вывозным пошлинам на нефтепродукты весьма кстати, чтобы «день простоять и ночь продержаться», что удается нынешним властям РБ, искусно использую в качестве разменных монет ЕС и Россию, уже без малого 2 десятка лет.

3. В недавнем резюме по итогам посещения РБ миссией МВФ отмечается, что власти начали корректировать свою политику, обещая снизить акцент на планах роста ВВП и зарплаты, а также сдерживать квази-фискальное «целевое кредитование» с помощью недавно принятого «плана финансирования», хотя этот план и устанавливает слишком осторожные ограничения на общий рост кредитования, и не включает субсидированное кредитование покупки жилья.

Фонд, как обычно предлагает свои «антисоциалистические» решения - уменьшать целевое кредитование гораздо быстрее, чем предусматривается в настоящее время, заморозить рост зарплат в текущем году и сделать валютный курс более гибким, одновременно ужесточив денежно-кредитную политику, а НБРБ предлагается более внимательно следить за, возможно, надвигающимся кризисом в банковском секторе и – в преддверии вероятной девальвации - ограничить кредитование в иностранной валюте для незащищенных от колебаний курса заемщиков.

Структурные реформы должны включить в себя более быстрое сужение круга товаров, подлежащих контролю над ценами, наметить план постепенного сокращения субсидирования коммунальных и транспортных тарифов, и развития адресной социальной защиты наиболее бедных, а также заслуживающий доверия план приватизации и быстро свернуть систему обязательных целевых показателей для предприятий. К сожалению, можно припомнить, что все эти рекомендации Фонд уже давал 3 с лишним года назад, когда над страной также нависала угроза кризиса, и тогдашний результат их известен.
Tags: Беларусь
Subscribe

  • Госдолг Беларуси

    А он у нас не гасится и переходящий. Вот смотрите сами. По данным на 1,02 в течение месяца мы должны были заплатить 446 млн долларов, а в…

  • Каллаур как финансовый камикадзе?

    Для кого было вчерашнее выступление? Наверное для широкого круга. Особенно вот это понравилось Одну мысль хочу донести. Мы рассматриваем…

  • Подделки денег в Беларуси в 2021 году

    Подошла от нацбанка статистика по подделкам за 2021 год. Обнаружено меньше чем в 2020 году, по понятным причинам. Как обычно…

promo navimann may 18, 2013 09:21 21
Buy for 10 tokens
В данном посте будет алфавитный указатель. Ссылки будут нарабатываться. Австралия Австрия ходит евро Азербайджан Аландские острова (территория Финляндии с шведским населением) ходит евро и шведская крона в наличке Албания Алжир Ангола Андорра ходит евро (не страна еврозоны, используе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments