Пишет М.Задорнов здесь
Задорнов очень любит изучать слова, их значение, но вот к деньгам у него, наверное, какое-то очень личное отношение. И попытка представить славян белыми и пушистыми в противопостовление западникам (ну самому такое приятно послушать) иногда переходит через край.
С одной стороны Задорнов рассказывает что это была развитая народность, с другой....
Деньги - это достаточно древнее "общественное изобретение", позволяющее оптимизировать и упростить товарооборот. Либо выделялся деньготовар, который охотно обменивался на другие товары, либо создавалась единица учета долга (а скорее всего это было одновременно, как говорят древние письменные источники в тех странах, где они сохранились).
Ну уйдем от долгого вступления и возьмем табличку с древними денежными единицами, в том числе Руси.
Арабские | ||||
Динар (4,23 г золота) | 15 дирхемов* | 90 данаков | ||
Дирхем (2,9 г серебра) | 6 данаков | 1,5 кератия | 2 ю-р. резана или 3 с.-р. резана |
|
Кират (0,2 г золота) | 1 дирхем | |||
Византийские | ||||
Номисма (4,548 г золота) | 24 кератия | 288 фолов | 16 дирхемов | |
Кератий (2 г серебра) | 12 фоллов | 2/3 дирхема | ||
Русские | ||||
Гривна** | 20 ногат | 25 кун | 50 резан | 1500 векш |
Ногата | 2,5 резана | 75 векш | ||
Куна | 2 резана | 60 векш | ||
Резан | 30 векш |
Обратите внимание на название "куна" и "векша" (она же веверица в других источниках). То есть куница и белка (ваверка по-белорусски). Кунья и беличья шкурка иначе говоря. В отсутствие рудников золота и серебра у русичей был другой клондайк - леса, в которых добывался очень даже экспортоспособный товар - пушнина. Вот тут есть разные мнения и теории по поводу кожаных денег. Мне ближе та, что параллельно шкуркам обращались и иностранные монеты, но называлась стопка монет или монета, соответствующая цене шкурки так же - куна или векша.
Если зайти на сайт виртуального музея Нацбанка Украины и заглянуть на стенд о древней Руси, то там можно найти печать, которой опечатывалась "стопочка" денежных шкурок.
Поэтому деньги - они были. Их могло не быть только в одном случае - если бы славяне сидели в своем лесу и вели исключительно натуральное хозяйство.
Что касается кредита и процентов - сказать ничего не могу. Ибо для этого нужно исследовать письменные источники того времени, коих осталось как-то не очень много. Причем не письмена и легенды, а конеретные письма граждан друг другу о бытовых делах.
Конечно, хотелось бы, может быть, гордиться нестяжательством предков... но делать такие выводы на отсутствии источников...
А по поводу какие были наши предки - добрые, злобные, стяжатели или рубахи-парни - это лучше читать письменные свидетельства наших соседей.
Journal information