Исключительно субъективно без количественного анализа, предположу, что
политика перекрывания торгового дефицита профицитом финансового счета является неравновесным состоянием и потенциально ведет к кризису в Украине. Существенным и критическим является время, когда (и если) этот дисбаланс реализуется и событие произойдет. Возможно, что нескоро, а возможно уже и завтра. Настолько ли малы дисбалансы и настолько ли велик запас прочности Украины?
Запас прочности
Вот картинка основного ресурса (золото-валютных резервов ЦБ) для сглаживания отклонений платежного баланса, картинка нашего запаса прочности (источник картинки):

Тренды фиксированного курса
Если принять как данность, что политика регулятора - это фиксированный курс,
то имеем тренды:
1) 2005-2008 - преференции экспорту, удерживание валюты от укрепления, рост ЗВР,
2) 2008-2009 - преференции импорту, удержание валюты от девальвации, снижение ЗВР и компенсация - получение громадного(в десятки раз больше квоты) кредита МВФ (и все равно имеем одну из максимальных девальваций во всем мире)
3) 2010-2011 - преференции экспорту, пополнение ЗВР от притока по фин.счету +12 млрд, с учетом укрепления курса на 2% (8,05 -> 7,88)
4) 2011-2012 - преференции импорту, падение ЗВР на -12млрд, ослабление курса на 2% (8,05 -> 8,21 - это максимальное что было)
во всех 4-х случаях имеем политику стимулирования ВВП, во время экономического бума - это стимул производственного сектора (и экспорта), во время спадов - это поддержание потребительских расходов (и импорта).
Стимулы переходной экономики
Итак, фиксированный курс - это монетарный стимул переходной экономики. Но это устаревший и архаический вид стимула.
Есть и более сильный монетарный стимул в условиях рыночной экономики - это политика регулирования процентных ставок.
Различия достаточно просты, если
а) при фиксированном курсе в 2012-2013 мы имеем курс +1+2%, дефляцию, спад выпуска и высокие ставки - и наше стимулирование потребления в этих условиях не более чем мягкая стагнация экономики, то при
б) плавающем курсе мы бы (возможно) имели в 2012-2013 курс +5%+30% на пике спада (осенью 2012 курс был бы 9,50-10,0 грн/доллар, сейчас уже меньше), небольшую инфляцию, и более низкие ставки, то есть двойной стимул производства (заниженный курс и более низкие процентные ставки).
(цифры колебания курса до +30% я взял удвоив диапазон колебаний курса польского злотого за период 2012-2013)
И если мы хотим поставить задачу экономического роста, то для этого крайне необходимо стимулировать производство и стимулировать его именно в моменты рецессий, стимулировать и заниженным курсом и более низкими ставками. Кроме стимулов для производства, снижение курса национальной валюты в моменты рецессий также снижает и количество импорта, смягчая дефицит баланса торговли и уравновешивая текущий счет. В принципе я за разумное регулирование, за смягчение шоков, но мы должны понимать, что мы делаем, и зачем. Зачем нам фиксированный курс и работает ли эта политика сейчас.
Кризис как путь исправления
Я конечно не открываю здесь Америку, а только указываю на отсталость Украины. Отсталость не только в общественно-политическом развитии нации, в сохранении нео-феодальной системы власти при любом цвете флага правящей партии, отсталость. которая лучше всего видна по деградации нашей судебной системы.
И отсталость в финансовом регулировании, в возможностях адаптации на внутренние и внешние экономические шоки.
И самое печальное, что мы можем говорить тысячи и миллионы слов на тему развития и прогресса, но эволюционировать мы будем только через кризисы. Поэтому я думаю, что в ближайшие 10 лет Украину будет трясти и рвать кризисами намного больше, чем в предыдущие 10 лет. Для спокойствия нужен баланс и запас прочности. Баланса у нас нет, запас прочности на грани истощения. И если МВФ выдаст нам еще денег, чтобы поддержать наши дисбалансы, то это только продлит агонию неравновесного состояния в экономике и обществе.
ПыСы. Конструктивная критика и аргументированная защита политики фиксированного курса приветствуются.
политика перекрывания торгового дефицита профицитом финансового счета является неравновесным состоянием и потенциально ведет к кризису в Украине. Существенным и критическим является время, когда (и если) этот дисбаланс реализуется и событие произойдет. Возможно, что нескоро, а возможно уже и завтра. Настолько ли малы дисбалансы и настолько ли велик запас прочности Украины?
Запас прочности
Вот картинка основного ресурса (золото-валютных резервов ЦБ) для сглаживания отклонений платежного баланса, картинка нашего запаса прочности (источник картинки):

Тренды фиксированного курса
Если принять как данность, что политика регулятора - это фиксированный курс,
то имеем тренды:
1) 2005-2008 - преференции экспорту, удерживание валюты от укрепления, рост ЗВР,
2) 2008-2009 - преференции импорту, удержание валюты от девальвации, снижение ЗВР и компенсация - получение громадного(в десятки раз больше квоты) кредита МВФ (и все равно имеем одну из максимальных девальваций во всем мире)
3) 2010-2011 - преференции экспорту, пополнение ЗВР от притока по фин.счету +12 млрд, с учетом укрепления курса на 2% (8,05 -> 7,88)
4) 2011-2012 - преференции импорту, падение ЗВР на -12млрд, ослабление курса на 2% (8,05 -> 8,21 - это максимальное что было)
во всех 4-х случаях имеем политику стимулирования ВВП, во время экономического бума - это стимул производственного сектора (и экспорта), во время спадов - это поддержание потребительских расходов (и импорта).
Стимулы переходной экономики
Итак, фиксированный курс - это монетарный стимул переходной экономики. Но это устаревший и архаический вид стимула.
Есть и более сильный монетарный стимул в условиях рыночной экономики - это политика регулирования процентных ставок.
Различия достаточно просты, если
а) при фиксированном курсе в 2012-2013 мы имеем курс +1+2%, дефляцию, спад выпуска и высокие ставки - и наше стимулирование потребления в этих условиях не более чем мягкая стагнация экономики, то при
б) плавающем курсе мы бы (возможно) имели в 2012-2013 курс +5%+30% на пике спада (осенью 2012 курс был бы 9,50-10,0 грн/доллар, сейчас уже меньше), небольшую инфляцию, и более низкие ставки, то есть двойной стимул производства (заниженный курс и более низкие процентные ставки).
(цифры колебания курса до +30% я взял удвоив диапазон колебаний курса польского злотого за период 2012-2013)
И если мы хотим поставить задачу экономического роста, то для этого крайне необходимо стимулировать производство и стимулировать его именно в моменты рецессий, стимулировать и заниженным курсом и более низкими ставками. Кроме стимулов для производства, снижение курса национальной валюты в моменты рецессий также снижает и количество импорта, смягчая дефицит баланса торговли и уравновешивая текущий счет. В принципе я за разумное регулирование, за смягчение шоков, но мы должны понимать, что мы делаем, и зачем. Зачем нам фиксированный курс и работает ли эта политика сейчас.
Кризис как путь исправления
Я конечно не открываю здесь Америку, а только указываю на отсталость Украины. Отсталость не только в общественно-политическом развитии нации, в сохранении нео-феодальной системы власти при любом цвете флага правящей партии, отсталость. которая лучше всего видна по деградации нашей судебной системы.
И отсталость в финансовом регулировании, в возможностях адаптации на внутренние и внешние экономические шоки.
И самое печальное, что мы можем говорить тысячи и миллионы слов на тему развития и прогресса, но эволюционировать мы будем только через кризисы. Поэтому я думаю, что в ближайшие 10 лет Украину будет трясти и рвать кризисами намного больше, чем в предыдущие 10 лет. Для спокойствия нужен баланс и запас прочности. Баланса у нас нет, запас прочности на грани истощения. И если МВФ выдаст нам еще денег, чтобы поддержать наши дисбалансы, то это только продлит агонию неравновесного состояния в экономике и обществе.
ПыСы. Конструктивная критика и аргументированная защита политики фиксированного курса приветствуются.
Journal information