navimann (navimann) wrote,
navimann
navimann

Дети и деньги. Как считают деньги цыганские дети, не зная математики?

на сайте Форбс есть интересный блог о детях и деньгах
http://www.forbes.ru/stil-zhizni-opinion/deti/71214-deti-i-dengi  
  
вот одна из статей
Чему финансисты могли бы поучиться у первоклассников

 
фото Diomedia

Моей дочке Нине год и восемь месяцев, она только начинает говорить: «мама», «папа», «Ниня», вариации на имена нянь, «да», «нет», «дай» — вполне традиционный набор первых лексических единиц плюс немного экзотики: «бабака» (бабочка), «кобыла» (без ошибок выговаривать это слово Нину на свою голову научила сестра Оля, — теперь оно часто обращено именно к ней). И еще Нина внятно произносит слово «деньги». Обычно она это делает, завладев моим кошельком: достает купюры, держит их веером и хвастается.

Она такая не одна. Недавно я разговаривал с известной московской бизнес-леди, совладелицей коммуникационного агентства, — ее сын, почти ровесник Нины, тоже выучил слово «деньги» одним из первых. «Только он у меня по монетам», — говорит моя знакомая.

Читайте также:

Ключевые слова

В 1916 году классик психоанализа Шандор Ференци писал, что в основе детского интереса к деньгам лежит «символическая замена... подавленного анального эротизма». Коллега Фрейда утверждал, что от разглядывания собственных экскрементов до понимания, что деньги — отличная штука, прямой путь.

«Глаз радуется их [денег] блеску и цвету, ухо — металлическому звону, осязание подталкивает к игре с этими гладкими дисками, и только обонянию ничего не остается, — анализировал Ференци. — Удовольствие, связанное с содержимым кишечника, переносится на деньги, кои... воспринимаются не иначе как не имеющая запаха, обезвоженная грязь, которой придали блеск».

Как и большинство психоаналитических теорий, эта кажется мне невероятной белибердой; удивительно, что так много людей принимали и до сих пор принимают подобное всерьез. Но я вижу, что деньги — и металлические, и бумажные — действительно вызывают у совсем маленьких детей положительные эмоции, совсем не связанные с «взрослой» ценностью всеобщего эквивалента. Думаю, Ференци был прав в одном: корни «капиталистического инстинкта» — не только в осознании ценности денег, но и в эстетическом удовольствии, которое ребенок испытывает очень рано. Собственно, осознание ценности напрямую вытекает из этого удовольствия. Потому что с абстрактным мышлением оно связано довольно слабо.

В 2002 году Харула Статопулу и Фрагискос Калабасис из греческого Эгейского университета начали заниматься математикой с группой из 25 цыганских детей в возрасте от семи до 12 лет. Всех их, вне зависимости от возраста, можно было считать первоклассниками: в школу они раньше не ходили, кочуя со своими семьями; родители их торговали на улице разной мелочовкой. Познакомившись с жизнью цыганских семей, исследователи обнаружили, что даже трехлетние дети в них активно пользуются деньгами и совершают покупки, хотя еще не разбираются в номиналах монет и бумажек. Но самое интересное началось на первых уроках.

«У вас пятьсот драхм, — сказала учительница цыганским ребятишкам (Дело было до неудачного, как теперь ясно, для Греции введения евро). — Вы хотите купить два пирожка с сыром по двести драхм каждый. Вам хватит денег?» Правильно ответили все, кроме одной девочки, настаивавшей, что пирожок с сыром стоит не 200 драхм. Дети легко справились и с чуть более сложной задачей: «Твоему брату родители дали 1000 драхм, а тебе — пятьсот драхм, четыреста и еще две монеты по пятьдесят. Кому досталось больше?» Ученые предложили те же две задачки и первоклассникам-грекам, но не получили от них правильных ответов!

Получается, из-за участия в «малом бизнесе» родителей цыганские первоклассники лучше разбираются в математике? Вовсе нет. Это стало ясно, когда их начали расспрашивать, как они пришли к правильному ответу. «Придумал», «мама мне сказала, что 500, 400 и две монеты по 50 — это 1000». Они даже не понимали, что складывают числа. А совсем уж удивительные вещи начались, когда перед детьми поставили следующую задачу: «У тебя монета в двадцать драхм, и ты хочешь купить карандаш, который стоит 11, и ластик за 8. Сколько тебе дадут сдачи?»

Чаще всего встречались два ответа: «десять драхм» и «нисколько». Исследователи быстро разобрались, в чем дело: просто монеты в одну драхму нет в обращении! Цыганские ребятишки мыслили совершенно конкретно: они привыкли, и хорошо научились, иметь дело с монетами определенных достоинств. Этого хватало для их участия в экономической жизни семьи. Математические абстракции, даже самые простые, были им незнакомы и чужды.

Статопулу и Калабасис поняли, что «денежный» опыт цыганских детей — вполне приемлемая база для начала их обучения математике. Но только в том случае, если сразу понимать, что деньги для ребят особая, отдельная от чисел и математических действий субстанция.

Читая о греческом эксперименте, я вдруг подумал, что некоторым финансистам с Уолл-стрит, министрам финансов и управляющим центробанками не помешал бы обратный педагогический процесс, целью которого было бы объяснить, что деньги — это не просто цифры. Может быть, если бы они понимали, что деньги материальны, что они мера реальной ценности и реальных усилий, а не просто нечто, быстро мелькающее на компьютерном экране, не было бы ни краха «субстандартной» ипотеки, ни кризиса государственных долгов.

И может быть, в процессе такого «обратного обучения» пригодились бы и размышления старика Ференци, и видео маленьких детей, увлеченно играющих банкнотами и купюрами и впервые в жизни произносящих заветное слово.


Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-opinion/deti/76862-budte-kak-deti
Tags: детям о деньгах, сущность денег
Subscribe

  • Тут годовщина Крыма

    И очередные оправдания почему так поступили, да какое обоснование... да почему имели право... Если вы который год себе и другим доказываете что…

  • Украина живет хуже чем в 1991?

    Тут вот блендер чат накатал пост про это дело. На основании статсборников. А я вообще не понимаю как на основании статсборников по ценам и доходам…

  • Совмин и нацбанк Беларуси

    С 9 июля получит право вводить валютные ограничения. Но что-то мне подсказывает что это может произойти ранее.

promo navimann may 18, 2013 09:21 21
Buy for 10 tokens
В данном посте будет алфавитный указатель. Ссылки будут нарабатываться. Австралия Австрия ходит евро Азербайджан Аландские острова (территория Финляндии с шведским населением) ходит евро и шведская крона в наличке Албания Алжир Ангола Андорра ходит евро (не страна еврозоны, используе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments