navimann

Categories:

Как картина стала водяным знаком

Вот одна старая история

КАК «СПЯЩАЯ ВЕНЕРА» СТАЛА ВОДЯНЫМ ЗНАКОМ

В марте 1955 года Совет Министров СССР принял решение о передаче картин Дрезденской галереи, хранящихся в нашей стране, правительству ГДР.

Перед отправкой в Дрезденскую галерею в Москве была организована выставка в здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

За четыре месяца картины увидели около 1 миллиона человек.

В числе посетителей выставки был и министр финансов СССР А.Г.Зверев.

Ему очень понравилась одна из выставленных картин — работа Джорджоне «Спящая Венера».

Он попросил «Гознак» выполнить копию картины на воске.

«Спящая Венера» — это одно из самых прославленных в истории искусства произведений, написанное основателем венецианской школы Высокого Возрождения Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Глубина замысла, значительность человеческого образа, огромная сила художественного обобщения роднят эту картину с работами таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. В картине ощущается единство человека и природы: художник изобразил безмятежно спящую молодую женщину на лугу, на фоне холмов и деревьев, хижин и далеких гор. Тело богини озарено золотистыми отблесками солнечного заката. Общее настроение картины — это ощущение особой полноты жизни. Картина была написана для венецианского патриция Иеронимо Марчелло и является одним из главных произведений художника. При жизни мастера картина не была завершена, ее закончил современник Джорджоне, его коллега по работе, знаменитый Тициан. В Дрезденскую галерею «Спящая Венера» поступила в 1697 году.

Выполнить просьбу министра финансов поручили художнице Маргарите Вениаминовне Высоцкой. Она поступила работать на «Гознак» в 1946 году после окончания промышленно-художественного техникума и Московского института прикладного и декоративного искусства. В мастерской, куда ее направили, трудился небольшой коллектив специалистов, некоторые из них раньше работали в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Руководил мастерской Иван Иванович Дубасов (материалы о его творчестве уже публиковались в «Водяном знаке»). Он предложил Высоцкой освоить новую для нее профессию — художника-литофаниста (лито — камень, фанос — прозрачный, ясный). Было трудно, в тот момент на «Гознаке» не было таких специалистов, приходилось всему учиться самой.

Начала Маргарита Вениаминовна с того, что стала изучать барельефные изображения в воске, имеющиеся в музее, который находился в Главном управлении «Гознака» (сейчас это спецфонд «Гознака»). Один день в неделю все художники мастерской обязательно занимались рисунком с натуры. Работать под руководством Дубасова оказалось интересно — он был высокообразованным человеком, блестящим оратором и остроумным собеседником. Высоцкая быстро включилась в работу над ценными бумагами с водяными знаками. В перерывах между государственными заказами выполняла картины на воске для бумаг ручного отлива. Она изготовила копию с картины Айвазовского «Остров Патмос», портреты писателей и политических деятелей. Созданная ею литофания с картины Джорджоне «Спящая Венера» была признана «лучшей работой «Гознака» за 1955 год, а сама Высоцкая получила денежную премию, учрежденную министром финансов СССР за лучшие художественные работы каждого года.

В 1957 году Маргариту Вениаминовну перевели из Москвы на Ленинградскую бумажную фабрику «Гознака», где она и проработала до ухода на пенсию в 1970 году. Но и находясь на пенсии, художница продолжала работать. Правда, был большой перерыв в работе, когда, дав подписку (ведь работа ее считалась секретной), она не имела права создавать ничего в домашних условиях. После официального разрешения Высоцкая выполнила еще несколько замечательных работ, которые подарила музею Санкт-Петербургской бумажной фабрики. Созданные мастером уникальной профессии творения не оставляют равнодушными никого, кто их видел. Они вызывают восторг и восхищение, об этом свидетельствуют многочисленные записи в книге посетителей музея: «Работы Высоцкой — божественны!», «Они — настоящее чудо!», «Это бесценный дар!». В 2005 году художнице исполнилось бы 90 лет, а ее работе — 50 лет.

Литофания «Спящая Венера» была использована для получения черпальной формы для ручного отлива. Бумага с водяным знаком «Спящая Венера» была получена на участке ручного отлива высококлассными специалистами фабрики. Так картина, написанная Джорджоне в 1507—1508 годах, почти через 450 лет была воссоздана в технике водяного знака.

Ольга Воробьева, заведующая музеем Санкт-Петербургской бумажной фабрики «Гознак»

Я позже поискал какой же размер у этого водяного знака. Оказалось 40*30см и его можно купить

попадается в продаже. И в общем недорого.

promo navimann may 18, 2013 09:21 21
Buy for 10 tokens
В данном посте будет алфавитный указатель. Ссылки будут нарабатываться. Австралия Австрия ходит евро Азербайджан Аландские острова (территория Финляндии с шведским населением) ходит евро и шведская крона в наличке Албания Алжир Ангола Андорра ходит евро (не страна еврозоны, используе…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.