navimann (navimann) wrote,
navimann
navimann

Categories:

Прикольная версия "Бриллиантовой руки"

Это пост от (artyom_ferrier) отсюда

Зловещая правда "Бриллиантовой руки"

Не так давно наткнулся на пост Германыча, где он разбирается с личностью Семёна Семёныча Горбункова из наикультейшей кинокомедии «Бриллиантовая рука». И со знанием дела доказывает, что он, по уровню жизни, не средний советский человек конца шестидесятых, а существенно выше среднего. И квартирка у него добротно так обставлена, по тем временам, и одёжка довольно приличная, да ещё и по средиземноморским круизам разъезжает (что во все советские времена было несколько экстраординарно, поэтому Мордюкова-управдомша его и осаждала, мол, прочитайте лекцию, как они так загнивают; ну, сейчас, согласитесь, никому нафиг не интересна будет лекция на тему «Как там в Анталии?»; кому интересно — слетает да посмотрит; а вот тогда это было исключительное явление — человек, побывавший ТАМ).

Но впрочем, ничего удивительного, что семья Горбунковых сравнительно зажиточная. Неизвестно, кто его жена (но тоже, вероятно, где-то работает), а он — экономист в Гипрорыбе (о чём мельком упоминается в начале фильма). Это реальная была контора, и довольно серьёзная. Фактически — главное НИИ всея советской рыбной промышленности. У них был нехилый исследовательский флот, они шарились по морям-океанам и смотрели, где рыбку лучше ловить.

Поэтому даже своим каким-то третьестепенным экономистам, менеджерам очень среднего звена, они могли платить приличное по советским меркам жалование (ну, рублей двести послереформенных), да ещё премии, прогрессивки. И если Семён Семёныч не откладывал на машину (что в советские времена феерически дорого стоило, десятки месячных зарплат) — то он мог себе позволить и хорошую (по тем временам) мебель в квартиру, и пиджачок нормальный, и даже путёвку. Тут — ничего удивительного.

Но я отписал тогда Германычу, и повторю здесь: этот Семён Семёныч — он вообще далеко не так прост, как кажется.

Вот о чём, вообще, фильм? В принципе — о контрабанде. О том, как банда жуликов предприимчивых людей наладила поставки драгоценностей в Союз, но в их канал случайно встрял «левый» гражданин, и вот они всеми силами пытаются изъять из его гипса цацки, чтоб не вскрылась их схема, не понимая, что она уже(!) вскрылась и за ними пристально наблюдают, их ловят на Семён Семёныча как на загипсованного живца.

Признаться, когда я смотрел этот фильм в детстве, в восьмидесятые, то, воздавая должное гениальности творения как такового, угорал от самой идеи. Что кто-то будет таскать рыжьё и брюлики из-за бугра в Совок — в обмен на «деревянные».

Но это были восьмидесятые. Тогда уже чёткое было понимание, что Союз летит к чёрту, что советский рубль сейчас стоит недохрена, а скоро не будет стоить ничего. И я тогда, пацаном, тёрся с фарцовщиками-валютчиками, студентами-филологами моего Бати (он не знал, естественно, о наших операциях). Преимущественно — выгуливал по Питеру нужных иностранцев (поскольку, в отличие от этих студентов, говорил на нормальном английском, а не на советском школьном Queen's English, спасибо Бате). Иногда переносил валюту с точки на точку, поскольку малолетка и если вдруг мусора срисуют и повяжут — не «субъект уголовной ответственности». В целом я был в курсе этих крайне увлекательных, но не совсем законных движений.

И вот тогда — только в бреду пришла бы в голову мысль гнать драгоценности в Союз в обмен на рубли. Да уж аудио- и видеокассеты, скорее. Да любые импортные штучки, вплоть да шариковых ручек, которые не текут и мягко, но тонко пишут.

А из Союза — напротив, шли в Европу всякие там фамильные драгоценности, недоотжатые большевиками. Просто по той причине, что на каком-нибудь Сотбиз можно получить несколько лучшую цену, чем в ломбарде пгт Захрючино, где оценщик заявит, что художественной ценности не видит вообще никакой, исторической тоже, и учтёт, фактически, по весу металла. Европейский же рынок ювелирных изделий он был и в разы платёжеспособней, и гораздо более конкурентный (один оценщик попробует дурака повалять, сбивая цену — другой тут же перехватит, а вообще есть аукционы, где собираются коллекционеры). В Союзе тоже были коллекционеры, но, естественно, не настолько богатые, как европейские и американские миллионеры, ценители прекрасного.

Это и определяло направление потока что ювелирных изделий, что произведений искусства. В Союз в восьмидесятые они не шли, ибо — кому нафиг нужны рубли? Да в то время даже иностранным разведкам не было смысла морочиться с раздобыванием советской валюты для своих нелегалов, поскольку уже были совместные предприятия, и там как угодно можно финансы конвертировать.

Поэтому самым комичным в Бриллиантовой Руке мне казалось то, что кто вовсе захотел поставлять золото и камешки в Союз.

Но углубившись в вопрос, я выяснил, что в шестидесятые — расклад был немножко другой, и это реально имело место, контрабанда ювелирки в Союз. Да, советский рубль был «неконвертируемый» всю дорогу (то есть, нельзя было зайти в эксчейндж и поменять его на другую валюту). Да, официальный курс 63 копейки за доллар для внешних расчётов — это шутка такая была, не имеющая отношение к реальной жизни.

Но тем не менее, рубль имел некоторую покупательную способность внутри страны, и на рынке (чёрном рынке, в отсутствие легального) менялся на тот же доллар. Но не по 63 копейки, конечно, а где-то три рубля за бакс по состоянию на шестидесятые (к концу восьмидесятых там до десяти уже дошло).

И в шестидесятые — была потребность у подпольных миллионеров в том, чтобы часть своих активов зафиксировать в золоте и камешках, пусть и забугорных. Потому что хранить пачки долларов — это более стрёмный вариант. Вот придут к тебе, найдут «доллары в вентиляции» - и объясняй, что «Брал, но нашими, а доллары враги подбросили».

Опять же, в восьмидесятые, хотя статья за валюту сохранялась, но чем дальше — тем более снисходительно относилось государство к этому делу. А в шестидесятые найти баксы у частного гражданина? Да им уже не ОБХСС, им уже гэбуха заниматься будет, реально подозревая, что он не просто «теневой предприниматель», а иностранный агент.

Да, почему подпольные миллионеры не хранили свои активы в советских рублях? Ну как вам сказать. Вот реформа 61 года — она была вполне приличная. По сути, просто деноминация, нолик один убрали. И там без потерь люди всё поменяли, а те, у кого, внезапно, образовались залежи медной монеты, от копейки до пятака — так они ещё и обогатились, поскольку старые монеты оставались в обращении, но стоить стали в десять раз дороже. Даже, помню, фильм такой был, где сообразительные товарищи скупали у профессиональных нищих эту медную мелочь в преддверии реформы.

Но вот реформа 47 года — она была по сути конфискационная. Люди, имевшие большие суммы на счетах, а тем более налом — сильно потеряли. Но она и была задумана как «наказание» для спекулянтов, сделавших состояния в трудные военные годы. А также для всех прочих, кто умудрился слишком много денег заработать, когда они государству нужны для восстановления хозяйства.

Про более ранние финансовые экзерсисы большевиков — это уж и говорить не приходится. «Грабь награбленное, отобрать и поделить». В целом — конечно, было понимание, что родное советское государство в любой момент может снова учинить какой-нибудь фортель со своей валютой, поэтому хранить в ней значительные средства — не очень хорошая идея. Но баксы — в шестидесятые было реально стрёмно, а вот золотишко — в самый раз. В случае чего - «бабушкина заначка».

Соответственно, был стимул, чтобы тащить рыжьё из забугорья в Союз.

Ну и ещё — это всё-таки иностранные цацки-штучки. Пусть даже из низкопробного беловатого золота, и с какой-нибудь бирюзой (из такой страны, где той бирюзой только что дороги не мостят) — а стильно выглядит, эстетичненько. Меж тем как у советского производителя, честно сказать, проблемы с эстетикой были во всём и всегда, включая даже ювелирное дело. Что неудивительно. «Вам нравятся розы? А я на них срал! Стране нужны паровозы, стране нужен металл». Да, это Маяковский: он умел формулировать ёмко и чеканно.

И вот поэтому — девочки ценили такие брошечки или серёжечки, по которым сразу видно, что не «совок». А поэтому мальчики готовы были платить за импортные брошечки и серёжечки. Соответственно, был спрос на импортные ювелирные цацки в Союзе, соответственно, была контрабанда. Ибо, когда законы государства вступают в противоречие с законами рынка — законы рынка начинают действовать в обход законов государства.

Но контрабанда рыжья и камешков — это серьёзное дело. Особенно, в таком государстве, которое очень настороженно относится к любой предпринимательской инициативе граждан. Которое и к стенке может ставить за то, что считает «экономическими преступлениями».

Соответственно, таким серьёзным делом, как контрабанда драгоценностей, должны заниматься очень серьёзные люди. Это реально мафия, у которой всё схвачено, всё продумано.

И вот в фильме «Бриллиантовая рука» - мы видим эту мафию в лице Шефа. Который очень ушлый парень. Он догадался, как «легализовать» свои нетрудовые доходы. «Найти» клад, сдать три четверти государству (по советским законам), а на оставшиеся — купить машину Москвич-408, навесить на дверь много замков, а на пальцы — много перстней.

И поскольку это мафия, у Шефа есть двое подручных. Лёлик и Геша. Оба — ядерные идиоты, только один «быдловатый», другой «гламурный». И когда нависает смертельная угроза над всем их бизнесом, когда им позарез нужно выпотрошить гипс Семён Семёныча раньше, чем это сделают врачи (они ж не знают, что тайна горбунковского гипса уже раскрыта) — Шеф задействует вот этих двоих идиотов, которые лажают раз за разом. Почему? Да потому, со всей очевидностью, что больше у него никого нет.

Скажите, это похоже на серьёзную мафию, ворочающую крупными делами? Это похоже — на бродячий цирк, причём такой, где все факиры пьяные, и они же по совместительству клоуны.

Между тем, как видно из фильма, это довольно крупный портовый город, а значит — там должна быть и настоящая контрабандистская мафия. То есть, понятно, что в СССР организованной преступности не было так же, как и секса, но «так же» - означает «так же». То есть, когда какие-то товары нельзя ввезти-вывезти легально — значит, они будут двигаться нелегально, и будет мафия, которая это дело обеспечивает.

И вот как эта настоящая, серьёзная мафия могла смотреть на Шефа с его обоими-двумя дебильными подручными? Это для телезрителя он как бы крутой бандос, а для реально крутых людей — он лох педальный и фраер ушастый. Он явно залез не на свою деляну, не по своему уровню. Он, наверное, баловался мелкой фарцой, но тут фартануло, тот же Геша познакомился с каким-нибудь турком-интуристом, тот был заинтересован в сбыте левого рыжья — и так наладился канал.

Но такие дела — они просто качественно другой системной организации требуют. А этот фраер, «Шеф», он не нашёл ничего лучшего для легализации своего богатства, как «найти клад». И уже засветился, уже наверняка попал в местную прессу. А когда он Москвич на Волгу захочет сменить — снова клад найдёт? Вот как украинский депутат Олег Ляшко, который по три раза в год в лотерею выигрывает?

В общем, с точки зрения реальной и серьёзной контрабандистской мафии, что-то надо уже делать с этим выскочкой. Ну, возможно, ему предлагали интегрироваться в систему, но он сказал, что это мой бизнес, моя золотая жила, и пошли все нафиг.

Тут у серьёзной контрабандистской мафии возникает две задачи. Во-первых, устранить этого конкурента-выскочку, который привлекает к себе слишком много внимания. Во-вторых же — всё-таки заиметь его канал поставки рыжья и брюлликов, когда он объективно такой классный, такой выгодный.

Что для этого может сделать мафия? Захватить, бросить в застенки и страшно пытать? Но это — не интеллигентно. А по-настоящему умная мафия — действует интеллигентно.

Сразу слить ментам эту новую контрабандистскую шарагу с Шефом, Лёликом и Гешей? Это не по понятиям, но дело даже не в этом (да чихать хотели на ортодоксальные блатные понятия, когда на кону большие деньги). Сначала — ведь всё-таки нужно выявить их канал. А потом уж только сдавать ментам.

И вот мафия, установив, когда и как отправляется в ходку курьер, Геша, Миронов — приставляет к нему своего человека. Как бы экономиста «Гипрорыбы» Семёна Семёныча Горбункова. Нет, ну он на самом деле экономист, на самом деле работает в этой Гипрорыбе. Ибо — какое может быть более идеальное прикрытие для контрабандистской мафии, нежели контора, шарящаяся по всему миру в поисках рыбных мест?

А Семён Семёныч Горбунков — это агент экстракласса. Он настолько крут, что реально может выдавать себя за совершенно безобидного и наивного лоха. И перед Гешей на кораблике, и перед мусорами впоследствии.

И вот они жили с Гешей в одной каюте — и, конечно, Геша по пьяни выболтал всё, что мог (а наутро и не помнил, что трындел — ну вот такой «надёжный» человек).

Поэтому Семён Семёныч «чисто случайно» оказался ровно в том месте, где курьеру должны были наложить гипс с цацками.

Таким образом — канал вскрыт. Далее — люди с той стороны будут торговать и с другими русскими (да какая им разница, каким именно русским продавать рыжьё и брюлики?)

А что делать с этими клоунами, Шефом и его дебильными подручными? Ну, сливать ментам, чтоб у них тоже раскрываемость выросла, чтобы громкое дело распахали.

Но сливать так — что Семён Семёныч, высококлассный агент контрабандистской мафии, становится ещё и лучшим другом советской милиции. А это полезно. Что бы там ни гласили ортодоксальные воровские понятия, но завязки в ментовке — это полезно для бизнеса.

И вот таким образом «Бриллиантовая рука» - фильм гораздо глубже, нежели дурашливая «комедия ситуаций». Это если понимать, кто такой на самом деле Семён Семёныч Горбунков.

И намёки в фильме даются.

Вот жена Горбункова, обнаружив ствол и пачку денег, восклицает: «Завербовали!»

Да она всегда чувствовала, что её муж — не совсем тот, за кого себя выдаёт. То есть, ей в голову не пришло, что её муж выполняет задание родной советской милиции. Она знала его лучше.

И управдомша-Мордюкова, с этим «наши люди в булочную на такси не ездят».

Это ж единичный случай «пижонства» - но, видимо, было и раньше нечто такое, что заставляло заподозрить: «Семён Семёныч — он не «наш» человек. Он реально очень крутой парень».

И я вот думаю: сделать, что ли, римейк «Бриллиантовой руки», где бы именно так акценты были расставлены?

Не, пожалуй, пощажу классику, да и другие заботы на носу :-)
Tags: СССР, валюта, золото, кино и деньги
Subscribe

  • Беларусь. Что говорят деньги.

    Думал чуть попозжее написать, но тут тенденция продолжается и уже и тутбай пишет про евробонды. Ну чтож. Первое. Евробонды. Котировки идут вниз…

  • 10 лет начала девальвации в Беларуси

    Как это было? Вот пресс-релиз нацбанка от 31 марта 2011 В условиях нестабильности мировых финансовых рынков важнейшим фактором устойчивого…

  • Смотрим за руками лукашенки

    Состоялась встреча с Путиным, телефоный разговор. Что там был — туман. Тогда следим за руками. Что делает лу? В первую очередь занимается силовым…

promo navimann may 18, 2013 09:21 21
Buy for 10 tokens
В данном посте будет алфавитный указатель. Ссылки будут нарабатываться. Австралия Австрия ходит евро Азербайджан Аландские острова (территория Финляндии с шведским населением) ходит евро и шведская крона в наличке Албания Алжир Ангола Андорра ходит евро (не страна еврозоны, используе…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Беларусь. Что говорят деньги.

    Думал чуть попозжее написать, но тут тенденция продолжается и уже и тутбай пишет про евробонды. Ну чтож. Первое. Евробонды. Котировки идут вниз…

  • 10 лет начала девальвации в Беларуси

    Как это было? Вот пресс-релиз нацбанка от 31 марта 2011 В условиях нестабильности мировых финансовых рынков важнейшим фактором устойчивого…

  • Смотрим за руками лукашенки

    Состоялась встреча с Путиным, телефоный разговор. Что там был — туман. Тогда следим за руками. Что делает лу? В первую очередь занимается силовым…